география | видео | песнопения | как доехать? | гостиница | просьба помолиться | о нас | контакты


Письма святителя Игнатия (Брянчанинова) к преподобному Макарию (Иванову)

Письмо 1

 

Ваше Преподобие, возлюбленнейший о Господе отец Макарий!

 

Исполненное любви письмо Ваше от 13 декабря я имел удовольствие получить. Приношу по­корнейшую мою благодарность за поздравление Ваше; равномерно и я поздравляю Вас с насту­пившими и наступающими праздниками. Мы было ожидали приезда о. Иоанникия по нуждам монастырским. Этот слух распространил здесь Диомид, находящийся ныне в С.-Петербурге и занимающийся проповедью не без чудес и не без успеха... Монах Глинский Пафнутий гостит в на­шей обители в надежде помещения в братство Старо-Ладожской обители.
Прося Ваших святых молитв и свидетельствуя мое усердное поклонение всему единомудренно­му братству Вашему с обычною моею преданностию имею честь быть

 

Вашего Преподобия покорнейший послушник

архимандрит Игнатий.
23 декабря 1841 года

 

Письмо 2

 

Достопочтеннейший отец Макарий!

 

Письмо Ваше об обстоятельствах матери Анфии я получил.
Сердечно благодарю Вас за уведомление и радуюсь о том, что с ней умиротворилось. Только в противном случае предлагал я ей перемещение в наши северные пределы, а если она успокоится в своем месте, то нам остается только утешаться и благодарить Бога, исполняющего во благих желание покойного старца.
Прося Ваших святых молитв и заочно земно кланяясь как Вам, так и всем Вашим единомыс­ленным о Господе, остаюсь навсегда Вашего

 

Преподобия покорнейшим ко услугам

арх. Игнатий.
6 апреля 1842 года
О. Иосиф усерднейше Вам кланяется и просит св. молитв.

 

 

Письмо 3

 

Христос Воскресе!

 

Возлюбленнейший о Господе отец Макарий с прочею о Христе единомудренною братиею!
Усерднейше поздравляю Вас с протекшим Праздником праздников и Торжеством всех тор­жеств, равно и с наступившею Пятидесятницею. Письмо Ваше от 14 апреля я получил сего 28 и на оное ответствую.
Рассматривая присланного мною к Вам Петра Романова, я нашел, что столь бойкий монастырь, какова Сергиева пустыня, для него вовсе нейдет, несмотря на неотступные его просьбы о принятии; почему рекомендовал ему Оптину пустыню. По душевному его устроению, по некоторой слабости ума, мне показавшейся, за которою при самочинии может последовать решительное расстройство, ему необходим руководитель, почему и свидетельствовал я ему о вас. Не отриньте сию утлую ладью, могущую легко потонуть. Согласен я с Вами, что он скрытен, но скрытность сия, происходящая от безтолковой светскости, по причине коей какая-либо любовь к женщине почитается неприкосновенною тайною, которую надо унести с собою в гроб, – светская скрытность сия мало-помалу от чтения отеческих книг, заповедующих откровенность, может исчезнуть. Весьма успокоеваюсь сердцем в Вашей духовной относительно Петра политике, по коей оставляете на его произвол избрание в место жительства Оптину пустынь и уклоняете от себя избрание сие. Сим познается воля Божия и предупредятся искушения, могущие удобно возникнуть от людей денежных, кои не всегда, или паче редко, могут смириться. Точно – предвидится, что на него брань будет восходить не от Египта, а от Дамаска!
Весьма радуюсь об окончании дела матери Анфии и благодарю ее чрез Вас за память о мне, прося ее святых молитв. Отцу игумену Моисею прошу сказать мой усерднейший поклон и по­здравление с праздником, а остальное, Бог даст, доскажет ему пр. Филарет Киевский, намерева­ющийся быть в Оптиной пустыни при проезде своем в Киев, куда думает выехать 6 мая. Недавно некоторый монашествующий в здешних северных монастырях был в сильной скорби; находясь в сем положении, приходит в некоторое исступление за утренею и видит преподобного той обители, который говорит ему: Что скорбишь? Разве не знаешь, что монахам последнего времени определено спасаться скорбями! Читая письма Георгия Затворника, мне пришло крайнее желание узнать, что говорит он о нашем времени и о кончине века; конечно, таковые письма есть. Потрудитесь, если можно, препроводить ко мне, взяв у о. Петра, чем меня много обяжете. В наших северных краях разным благочестивым людям бывают разительные сонные видения страшного второго Христова пришествия, отчего и заключаем, что кончина есть при дверях. А мир созревает к отступлению, предсказанному св. апостолом Павлом. Как таковые размышления во всех отношениях крайне полезны, возбуждая к страху Божию и к презрению всего тленного, потому и прошу Вас о письмах Затворника Георгия, сего мужа исполненного Духа Божия.
Поручая себя отеческой любви Вашей и святым молитвам, о чем прося и всю святую братию, с сердечным почтением и преданностию имею честь быть Вашего Преподобия покорнейшим послушником

 

архимандрит Игнатий.

О. Иосаф свидетельствует Вам усерднейшее почтение

с поклонением, равно и всей единомуд­ренной братии.
28 апреля 1842 года

 

 

Письмо 4

 

Ваше Преподобие, достопочтенный отец Макарий!

 

Простите, что обезпокоил я Вас Петром Романовым! И здесь, заметил я слабость ума его и не­которое повреждение оного, подобно как и у известного Вам о. Алексея Бочкова. Я надеялся, что пустынное место, благорастворенный климат, благоустроенная обитель, душеполезные советы про­изведут и на тело, и на ум, и на сердце его душеспасительное действие. Впрочем, никаких непри­ятных последствий для обители ожидать нельзя. Он, вероятно, будет бродить вослед мечтаний сво­их, кои приведут его наконец в дом умалишенных.
Прося Ваших святых молитв, с искреннейшею моею преданностию имею честь быть навсегда Вашего Преподобия недостойный собрат

 

арх. Игнатий.
4 мая 1842 года

О. игумену и всем знакомым мне братьям и отцам

свидетельствую мое усерднейшее поклонение.
Дело о послушнике Василии еще не прибыло сюда.

Сегодня получил о сем уведомление.

 

 

Письмо 5


Преподобнейший и возлюбленнейший о Господе отец Макарий!

 

Наконец, за молитвы общего нашего старца, покойного отца Леонида, и Ваши милосердный Господь сподобил при всех моих немощах окончить преложением на российский язык книги Святыя Лествицы к особенной моей радости и утешению. По сей причине имею честь при сем препроводить к Вам словенскую рукописную книгу с принесением чувствительнейшей благодар­ности за одолжение оной и с прошением прощения в долговременном задержании оной. Поелику же в настоящее время на российском языке имеется начисто переписанным только один экземпляр, то я и останавливаюсь присылкою к Вам перевода; когда же будут иметься несколько экземпляров, тогда, аще Господь восхощет и жив буду, постараюсь Вам прислать экземпляр для переписки. Книжки пр. Нила Сорского хотя и имеется несколько экземпляров, но и в недавнем времени получил я то, что отыскивал и желал получить весьма давно: это жизнеописание Пр-го Нила, его завещания и послания. Сих последних три, довольно обширные и предушеполезные. Желаю присовокупить их к словам, а заодно и так называемое надсловие ученика его Иннокентия с завещанием сего последнего. Сие, думаю, не потребует много времени. Таким образом, конечно, Вы можете получить в одно время и «Лествицу», и творения пр-го Нила Сорского на русском.
О себе что сказать вам? Живу, подвергаясь немощам душевным и телесным, жду того времени, когда Господь благоволит Духом Владычним утвердить меня. Благословенная Оптина пустыня не выходит из моей памяти. Приглянулась она мне и скит с его вдохновенною тишиною. Шум сосен, когда ветер начнет ходить по их вершинам, для меня приятнее, чем шум разъяренных волн, препирающихся с вихрями.
Известные Вам братия наши здравствуют и мирствуют. Прошу Вас засвидетельствовать Вашему отцу игумену мое усерднейшее почтение, также почтеннейшим отцам: отцу Иоанну, иеросхимонаху о. Иоанникию, о. Макарию Грузинову и прочим знающим и помнящим меня.
Затем прошу Ваших святейших молитв и, земно кланяясь, имею честь быть навсегда Вашего Преподобия преданнейшим послушником

 

многогрешный арх. Игнатий.
20 августа 1843 года

При сем книга св. Иоанна Лествичника. О. Иосиф и о. Михаил свидетельствуют

Вам усер­днейшее почтение, равно как и о. Иоанникию и прочим знакомым.
Еще смею Вас утруждать – почему замолкло второе издание писем Затворника,

а если оное есть, то желаю быть из числа покупщиков и потому прошу Вас

отписать мне, куда адресоваться с требованием.

 

Письмо 6

 

Ваше Преподобие, возлюбленнейший о Господе о. Макарий!

 

Приятнейшее письмо Ваше от 15 декабря я получил. Приношу Вам искреннейшую благодар­ность за памятствование меня, грешного, равно и за благие Ваши мне желания.
И я усерднейше поздравляю Вас с наступившим праздником, желаю Вам многих лет в совер­шенном благополучии. Благодарю Вас за назначение для меня ста экземпляров вновь издаваемой Вами книжки. Она по нынешнему времени может быть особенно полезна. Из жизни старца Паисия видно, что в нынешние времена, по крайнему оскудению старцев, должно с особенною тщательностию исследовать отеческие деятельные писания и ими руководствоваться за неимением духоносных старцев, что уже и преподобный Нил Сорский советует. Сие самое находим и в предисловиях о молитве старца Василия, кроме сего, весьма хорошо он разделяет умную молитву на естественную и благодатную. Естественную всякий проходить может, лишь бы не принимал душевные действия за благодатные, а вторую Бог дарует достигшему умерщвления. А у нас ныне господствует повсеместно вторый образ, лишающий видения внутренней брани; третий же образ52 совсем заброшен из опасения прелести, о чем старец Василий говорит весьма основательно. Напечатанное в третьей части писем Затворника Георгия предисловие на книгу Пр. Григория Синаита приносит многим значительную пользу, тем обильнее будет сия польза при издании всех предисловий. За сие Вам – мзда от Господа и благодарность от всех благомыслящих!
Поручая себя Вашим святым молитвам и отеческому благорасположению, с чувством ис­креннейшего почтения и преданности имею честь быть Ваш покорнейший послушник

 

архимандрит Игнатий
26 декабря 1845 года. Сергиева пустыня

О. Иоанникию, о. Иоанну и прочим меня знающим и помнящим

свидетельствую мое глу­бочайшее почтение и прошу их св. молитв.
О. Михаил и прочие Вам известные Вам свидетельствуют свое почитание

с поклонением и ис­прошением св. молитв.

 

Письмо 7

 

Ваше Преподобие! Достопочтеннейший и возлюбленнейший о Господе отец Макарий!

 

Простите, что так скоро снова безпокою Вас письмом моим, но вот сему причина: когда от­правил я к Вам прошедшее письмо мое, то вскоре после оного получил из Нямецкого монастыря копию с собственноручного о умной молитве письма старца Паисия, которое хранится в тамошней библиотеке. (Нямецкий отец архимандрит столько ко мне милостив, что приказал собрать все всевозможные рукописи, из коих многие писаны рукою старца Паисия, имеющиеся в Нямце, Секуле и ските Ворона для доставления недостойному и присноунывающему Игнатию; и доколе сие собирание совершается, прислана мне по особенной ревности скорее чем-либо утешить мою грешную душу означенная копия). Поелику же Вы в настоящее время издаете житие старца Паисия, то не благоугодно ли Вам будет присовокупить к прочему и письмо сие, которое особенной важности. В таком случае благоволите меня уведомить, и я с любовию доставлю Вам полученную мною копию.
Прося Ваших святых молитв, с чувством искреннейшей преданности и почтения имею честь быть Вашего Преподобия покорнейшим послушником

 

Арх. Игнатий.
11 января 1846 года

 

Письмо 8

 

Ваше Преподобие! Достопочтеннейший отец Макарий!

 

Приятнейшее письмо Ваше имел честь получить. Очень рад, что Вы располагаетесь припеча­тать, если позволят, присланное ко мне из Нямца письмо старца Паисия о умной молитве. Посему посылаю Вам с сего письма точную копию за моим подписанием. При сем благоволите уведомить: от кого зависит таковое дозволение? Я бы со своей стороны мог походатайствовать и у Вы­сокопреосвященнейшего Филарета Московского, и у светских властей по Министерству народного просвещения.
В настоящее время гостит у меня отец Исайя, монах, а ныне и строитель Никифоровской пус­тыни, которая на днях отделена от Свирского монастыря и образован из нее скит. Он, возвращаясь из Афонской горы, был в Площанской пустыни, гостил там три дня, был принят Вами и покойным старцем Афанасием; он просил меня засвидетельствовать Вам от него поклонение с прошением святых молитв.
За тем, поручая себя Вашей братской и отеческой любви, с чувством искреннейшего почтения и преданности имею честь быть Вашего Преподобия покорнейшим послушником

 

архимандрит Игнатий.
12 февраля 1846 года. Сергиева пустыня

Приписка о. Макария:
Отвечал 26 февраля и еще писал 12 марта,

дабы попросить приехать.

 

Письмо 9

 

Ваше Преподобие, достопочтеннейший старец, отец Макарий!

 

Принося Вам усерднейшее поздравление с наступающим великим Праздником Воскресения Христова, имею честь уведомить Вас, что я писал к известному Вам лицу относительно на­печатания душеполезной книги, Вами издаваемой. Что же касается до цензора, то я с ним не знаком; притом полагаю, что ходатайства пред ним достаточно от Вас и от тех Ваших знакомых, коих Вы упоминаете в письме Вашем и кои заботятся о напечатании книги. Если получу какой ответ, то не премину сообщить оный Вам.
Прошу сказать мой усердный поклон и поздравление с праздником отцу Иоанникию и прочим отцам святым и братиям.
Прося Ваших св. молитв, с чувством искреннейшей преданности и почтения имею честь быть Ваш покорнейший послушник

 

архимандрит Игнатий.
5 апреля 1846 года. Сергиева пустыня

 

Письмо 10

 

Ваше Преподобие, возлюбленнейший о Господе старец, отец Макарий!

 

Письмо Ваше имел честь получить и сердечно возрадовался, что общее усердное желание наше увенчалось по милости Божией благополучным успехом. Книжка, издаваемая Вами, может при­нести особеннейшую пользу. Весьма хорошо делаете, что употребляете довольно крупные буквы; при прежде употребляемых мелких весьма трудно было для слабых глаз читать житие Паисия. Около сего времени я получил из Няменкой обители несколько рукописей, между прочим, книгу св. Григория Синаита, которая гораздо полнее напечатанной в Добротолюбии и с житием преподобного; написана книга сия рукою схииеромонаха Николая, жившего с о. Феодоритом в скиту Поляна Ворона.
Нямецкие старцы пишут, что у них прежде было много рукописей, но большая часть из них погорела при случавшихся в монастыре пожарах. Таким образом много из трудов старца Паисия погибло.
Затем прося Ваших св. молитв с чувством искреннейшей преданности и почтения имею честь быть Вашего Преподобия покорнейшим слугою

 

архимандрит Игнатий.

11 июля 1846 года

П.С. Всепокорнейше прошу Вас сказать от меня усерднейший мой

поклон отцу Иоанникию и прочим отцам и братиям.

 

Письмо 11

 

Ваше Преподобие, достопочтеннейший отец Макарий!

 

Считаю долгом своим известить Вас, что ризничий обители нашей, а постриженец – Вашей, отец Иероним скончался сего 1 августа в 3 часа пополудни, поболев 9 дней. Он простудился; от сего сделалось воспаление, при коем бывшая уже у него чахотка приняла быстрое развитие. Пред кончиною своею отец Иероним был особорован, последние три дня ежедневно приобщался Св. Христовых Таин и пред кончиною за несколько часов принял св. схиму. Прошу поминать в Ваших св. молитвах иеросхимонаха Иеронима и простить его, в чем он виноват пред Вами. Прошу о том же, то есть о поминовении и прощении усопшего, отца игумена и прочих отцов святых и братьев пустыни и скита Оптинских.
Полагаю нелишним, если Вы потрудитесь написать письмо к Высокопреосвященному Филарету Московскому и поблагодарите его за содействие, оказанное им в напечатании душеполезнейшей монашеской книжки «Житие и письма старца Паисия».
Прося Ваших св. молитв с чувством искреннейшего почтения и преданности имею честь быть Вашего преподобия покорнейшим слугой

 

Архимандрит Игнатий
1846 года августа 1 дня

 

Письмо 12

 

Ваше Преподобие, достопочтеннейший отец Макарий!

 

Письмо Ваше от 13 августа я имел честь получить. То, что упоминаемая Особа много содей­ствовала к напечатанию книжки, Вами издаваемой, не подлежит никакому сомнению, в том могу Вас заверить. То, что Вы располагаетесь послать письмо при экземпляре книжки, когда оные выйдут из печати, нахожу весьма основательным. Прошу не забыть и меня грешного! Я просил Вас отделить для меня 100 экземпляров. На днях отправляюсь на Валаам и по прочим монастырям, путешествие мое продолжиться должно до октября месяца.
Прошу Ваших святых молитв на подкрепление моих немощей душевных и телесных.

Вашего Преподобия покорнейший слуга

 

архимандрит Игнатий.
23 августа 1846 года

 

Письмо 13

 

Ваше Преподобие, достопочтеннейший отец Макарий!

 

Искреннейше благодарю Вас за любовь Вашу ко мне, недостойному. Водимые оною, Вы при­слали мне две книжки жития старца Паисия; спаси Вас Господи за издание столь душеполезной книжки, особенно приличествующей к нынешним временам. Поелику же я слышал от о. Антония Бочкова, что готовится оной второе издание, то благоволите из сего издания, аще жив буду и в настоящих обстоятельствах, уделить мне 100 экземпляров, за кои следующие деньги с величайшей благодарностию не премину внести. Книгу св. Иоанна Лествичника также получил в исправности; дай Бог, чтоб она доставляла Вам и Вашим приятное чтение. Прошу Ваших св. молитв на подкрепление меня, грешного и немощного. С искреннейшим почтением и преданностью имею честь быть Вашего преподобия покорнейшим послушником

 

арх. Игнатий.
О. Иоанникию и прочим отцам и братиям свидетельствую

мой усерднейший поклон. Равно и здешние, Вам знаемые,

приносят Вам усерднейшее поклонение.
26 октября 1846 года

 

Письмо 14

 

Ваше Преподобие, достопочтеннейший отец Макарий!

 

Приношу Вам сердечнейшую благодарность за памятование Ваше о мне недостойном и за позд­равление с днем моего Ангела. Примите от меня усерднейшее поздравление с наступающим праз­дником Рождества Христова и с новым 1847 летом.
Милосердый Господь да прольет на Вас обильно Свои щедроты.
Потрудитесь поздравить от меня отца игумена, о. Иоанна и прочих отцов и братий, знающих и помнящих меня.
Относительно книг потрудитесь, чтоб они были переданы Угрешскому отцу игумену Аларию, а он возьмет на себя труд переслать ко мне. Только по изменившимся моим обстоятельствам, вместо 100 экземпляров мне можно взять только 50. Изменение моих обстоятельств состоит в том, что едва ли я не должен оставить Сергиевой пустыни. Если же сие не состоится, то, вероятно, будут еще желающие на получение издаваемой Вами книги. О. игумену Аларию я пишу вместе с сим, чтоб он принял упоминаемый труд на себя.
В настоящее время Потемкина берет для Свято-Горского монастыря и для себя 10 экземпляров, в нашей обители разойдется экземпляров 30, да на сторону 10, а о благочинии, на которое я полагал, теперь ничего сказать не могу.

 

Просящий Ваших святых молитв

недостойный архимандрит Игнатий.


1 января 1847 года

P.S. Благоволите уведомить, сколько я должен выслать денег и куда? Также Вы ли напишете, ког­да придет время, о. Иларию или потрудитесь написать мне, а я его уведомлю. Поступите как за­благорассудите.

 

Письмо 15

 

Ваше Преподобие! Возлюбленнейший старец отец Макарий!

 

Приношу Вам усерднейшую благодарность за поздравление с великим Праздником праздников, Воскресением Христовым; поздравляя Вас равным образом, приветствую приятнейшим приветствием: Воистину Воскресе Христос!
И паки – благодарю Вас за присланную книжицу в прекрасном переплете, которую я получил в исправности. Да спасет Вас Бог за любовь Вашу!
О себе уведомляю, что сию зиму всю пролежал и теперь весьма хвор. Прося Ваших святых молитв, с чувством искреннейшего почтения и преданности о Господе имею честь быть Вашего преподобия покорнейшим слугою

 

арх. Игнатий.
26 марта 1847 года

 

Письмо 16

 

Ваше Преподобие, достопочтимейший отец Макарий!

 

Приношу Вам сердечную благодарность за памятование Ваше о мне, недостойном, за любовь Вашу ко мне, которые Вы оказали мне, отыскав меня письмом Вашим в уединении моем. Усерд­нейше поздравляю Вас с наступившим праздником и Новым годом, желаю Вам предстоящее го­дичное поприще провести в вожделенном здравии и благополучии. На пути моем из Петербурга в Кострому чрез Москву, хотя я имел крайнее желание посетить святую обитель Вашу и утешиться зрением Вас и беседою с Вами и со всеми знакомыми мне отцами и братьями, но этого сделать никак не было возможно: потому что мне надо было поторопиться благовременно приехать в Бабаевскую обитель, чтоб доставить моему помещению благовременно все нужные удобства и начать лечение сколько-нибудь при теплой погоде. И то я прибыл сюда 10 августа, а лечение мог только начать с 1-х чисел сентября. Если же бы я проехал до Оптиной пустыни, то эта поездка отняла бы не менее трех недель. Пришлось бы погостить у пр. Николая в Малом Ярославце, в Ти­хоновой, а у Вас и неделей не отделался бы. По милости Божией после весьма трудного лечения, от которого я лежал в онемении и забывчивости, чувствую, что простуда, которою сковано было все тело мое, выходит из меня и окостеневшие члены мои снова получают мягкость и гибкость. Но, признаться, очень бы не хотелось возвращаться в С.-Петербург! Срок моего паспорта окончился 4 января, на первый случай я послал прошение об отсрочке по 1 июня. А там что Бог даст! Здешнее местечко мне очень нравится. Очень милое, приятное и уединенное: почти никто не бывает. Су­хость грунта необыкновенная! Воздух и воды прекраснейшие. Братии живет до 70 человек, из которых только 20 употребляют вино. Строенье все каменное – очень хорошее. Рыбка всегда жи­вая есть. Летом ловится в значительном количестве стерлядь, при мне в одну тоню попало около 150 штук. Очень порядочную стерлядку можно иметь за двугривенный. Теперь ловятся во мно­жестве налимы, и прекрупные, также щука значительнейшей величины. Хлеб свой и сборный, го­дичная пропорция всегда лежит в запасе. Между братией есть весьма усердно ищущие спасения и великие подвижники; к подвигу же руку подает необыкновенно здоровое место. Крайне в Питер не хочется! Впрочем, не моя воля, а Божия да будет! Да устроит о мне Господь угодное Ему, а мне полезное. Примите на себя труд передать мой усерднейший поклон, поздравление с праздником и Новым годом, желание всех благ о. игумену, также и о. Иоанну.
Обезпокоило меня, что Вы ничего не упоминаете об о. Иоанникии. Жив ли он? И если жив, каково поживает! Прямодушный и благонамеренный человек!

 

Прося Ваших святых молитв, с чувством искреннейшего почитания

и преданности имею честь быть Ваш покорнейший слуга

арх. Игнатий.
4 января 1848 года. Адрес мой: в Ярославль.

 

Письмо 17

 

Ваше Преподобие, достопочтеннейший отец Макарий!

 

Приношу Вам чувствительнейшую мою благодарность за воспоминание о мне и за присланные два сочинения в трех книжках. Описание Оптиной пустыни сделано с удовлетворительною подробностию и основательностию. Потрудитесь передать мой усердный поклон и благодарность старцу Иоанну за его труд, присланный мне, труд полезный и удобоприступный для простых чи­тателей.
Мое расстроенное здоровье поправляется в здешнем тихом пристанище при помощи бла­гораствореннейшего воздуха и превосходнейших ключевых вод. К 1 июня должен опять возвра­титься в суровый климат Сергиевой пустыни, на тяжелые и грязные воды.
Потрудитесь передать мой усерднейший поклон о. игумену Моисею, о. Иоанникию и прочим знающим и помнящим меня.
Поручающий себя Вашей отеческой любви и испрашивающий Ваших святых молитв, недостойный

 

архимандрит Игнатий.
1 февраля 1848 года

 

Письмо 18

 

Ваше преподобие, достопочтеннейший и многолюбезнейший старец, отец Макарий!

Приношу Вам искреннейшую признательность за милостивое воспоминание Ваше о мне и за присланную душеназидательную книжицу, за издание которой все монашество русское обязано Вам благодарностию. Примите мое усерднейшее поздравление с наступившим Новым годом, который желаю Вам препроводить согласно благому желанию и избранию сердца Вашего во славу Господа и для пользы ближних.
Относительно полученного Вами ушиба я слышал и понял, что этот случай – попущение Бо­жие к Вашему усовершенствованию. Я веровал, что милосердый Господь дарует Вам перенести искушение с подобающим иноку терпением и благодарением. Относительно здоровья моего из­вещаю отеческую любовь Вашу, что весною мне сделалось гораздо легче, и я совершил обратный путь в Петербург, сверх чаяния моего, с легкостию». Эту легкость чувствовал по прибыти моем в Сергиеву пустыню в течение одной недели, после чего внезапно ослабел. Болезнь пошла у меня многою сыпью и испариною; большую часть времени проводил в постели, лежа на ней в совер­шенном расслаблении. К концу ноября снова я начал чувствовать облегчение; в течение декабря обильная испарина начала постепенно уменьшаться и в настоящее время я чувствую значительное укрепление в силах, по каковой причине мог быть у нового нашего митрополита, а на праздниках у Государя Императора и прочих членов высочайшей фамилии. Однако ж чувствую, что болезнь не совсем еще из меня вышла, и для того продолжаю принимать соленые ванны. Болезнь моя состоит в закоренелой старинной простуде: я захватил ее еще в детстве, и ни один врач не догадался о существовании ее во мне до тех пор, как по особенному Промыслу Божию открылось, что она причиною всех моих болезненных припадков.
Бабаевский монастырь очень уединен и хорош, но Оптина пустыня нравится мне больше. Новый митрополит наш известен Калужской епархии по прекрасным качествам души своей: истинно нужно было для здешней епархии утешение и милосердый Господь даровал его по многих скорбях. Относительно книги Никифора Астраханского – я не знаю ее. По получении от Вас экземпляра предложу братии: наши любят хорошие книги. Второе издание посланий и жития Паисия уже у многих есть, как поступившее в продажу в с.-петербургских книжных лавках.
Примите на себя труд засвидетельствовать мое высокопочитание старцу отцу Моисею, отцу Иоанникию, о. Иоанну схимонаху и прочим знающим меня отцам и братиям. Испрашивая Ваших святых молитв, с истинною о Господе преданностию имею честь быть навсегда Вашим по­корнейшим послушником

 

архимандрит Игнатий.
7 января 1849 года

 

Письмо 19

 

Ваше Преподобие, достопочтеннейший старец, отец Макарий!

 

Примите мою усерднейшую благодарность за милостивое воспоминание Ваше о мне и взаим­ное поздравление с наступившим праздником и наступающим Новым годом, который желаю препроводить Вам в вожделенном здравии и благоденствии. Извините, что давно не писал к Вам: тому причина – умножившиеся до крайности немощи мои душевные и телесные. Книгу св. Симеона Нового Богослова я получил; приношу Вам за оную искреннейшую мою благодарность. А когда выйдет из печати книга Симеона Нового Богослова окончательно, равно и Феодора Студита, то потрудитесь уведомить: ибо многия братия жаждут чтения сих книг, и мы надеемся, аще Господь восхощет, выписать значительное число экземпляров этих книг. Письмецо на следующем листе потрудитесь передать старцу о. Леониду.
Испрашивая Ваших святых молитв и поручая себя Вашей отеческой любви, имею честь быть Вашего Преподобия покорнейшим послушником.

 

Архимандрит Игнатий.
29 декабря 1852 года

 

Письмо 20

 

Ваше преподобие, достопочтеннейший старец, отец Макарий!

 

Приношу Вам сердечную благодарность за последнее письмо Ваше и извещение о напечатании книги святого Симеона Нового Богослова. Ныне братия значительно поиздержались на покупку книг душеполезных, изданных в С.-Петербурге и Москве, а когда сумма братская понакопится, чего надо ожидать в марте месяце, то мы надеемся выписать и довольное количество вновь изданной книги.
Между тем, поручаю себя Вашим святым молитвам, а о. Леониду прошу засвидетельствовать мой усерднейший поклон. О. иеродиакон Ефимий перешел от нас на сих днях в Казанский ар­хиерейский дом.

 

Вашего Преподобия покорнейший послушник
архимандрит Игнатий.
25 января 1853 года

 

Письмо 21

 

Ваше Преподобие, достопочтеннейший старец, отец Макарий!

 

Поздравляя Вас с наступающею святою Четыредесятницею, приношу Вам искреннейшую благодарность за книги святого Симеона Нового Богослова Бог даровал в наше время напечатать сии книги, так как и Великого Варсонофия, и [нрзб.] неизвестно, будут ли дозволять впоследствии перепечатывание их. В таком случае настоящее издание будет особенно ценно, наипаче же для мо­нахов: ибо перевод старца Паисия никак не может быть сравним с новейшими переводами. Бла­гословенны Вы и обитель Ваша, избранные Промыслом Божиим в орудие толикого душевного назидания.
Потрудитесь передать мой усерднейший поклон о. игумену Антонию: пора бы и мне, очень постаревшему и изнемогшему в здешнем северном климате, присоединиться к Вашему священно-лепному собранию и положить хотя некоторое начало покаянию. От Бога вся возможно. Отец Варфоломей, югский игумен, назначенный Святейшим Синодом в Соловецкий монастырь, приезжал сюда в Петербург просить Св. Синод в оставлении его по-прежнему настоятелем Югской пустыни, и, получив желаемое, на мясопустной неделе отправился восвояси.
Покорнейше прося Вас передать мой усерднейший поклон о. игумену Моисею, равным образом старцу о. Леониду, поручаю себя и обитель Вашим святым молитвам и отеческой любви и имею честь быть Вашего Преподобия покорнейший послушник

 

архимандрит Игнатий.
февраль 1853 года

Приписка о. Макария: Получено 26 февраля.

 

Письмо 22

 

Ваше Преподобие, достопочтеннейший старец, отец Макарий!

 

Приношу Вам искреннейшую благодарность за воспоминание Ваше о мне, грешном, и поздрав­ление с великим Праздником праздников, Воскресением Христовым, с которым и я Вас равномерно поздравляю, желая Вам и всей Вашей о Господе братии здравия и спасения.
Приношу Вам сердечную благодарность за экземпляр вновь изданной книги преподобного Фе­одора Студита. Сообразно тому, как Вы изволите писать, Высокопреосвященный митрополит Мос­ковский Филарет благоволил написать мне, что он желает напечатания книги преподобного Исаака Сирского. Все монашество российское обязано благодарностию этому архипастырю за издание отеческих книг Оптиною пустынею. Другой на месте его никак бы не решился дать дозволение на такое издание, которое едва ли уже повторится. В свое время книги, изданные Вашею обителию, будут весьма дороги и редки. Я совершенно согласен с Вами, что для монашества, которое жительствует по книгам святых отцов, необходим точный перевод с подлинников посредством ли­ца, вполне знающего монашескую жизнь. Таковым лицом, без сомнения, был старец Паисий. Рус­ские же переводы не имеют этого достоинства.
Заключу сии строки покорнейшею моею просьбою к Вам о разрешении Наталии Петровне53 выслать к нам по 12 экземпляров Феодора Студита и Симеона Нового Богослова, всего 24 экз., с означением цены за них. Препровождаемую при сем записочку и деньги потрудитесь передать старцу схимонаху Леониду.
Поручая себя Вашей отеческой любви и испрашивая Ваших святых молитв, с чувством искреннейшей преданности и уважения имею честь быть Вашего Преподобия покорнейшим послушником

 

архимандрит Игнатий.
30 апреля 1853 года

 

Письмо 23

 

Ваше Преподобие, многоуважаемый и многолюбезнейший старец, отец Макарий!

 

Приношу Вам искреннейшую благодарность за почтеннейшее письмо Ваше и за присылку 12 экземпляров оглашений Студита и 12 экз. слов Нового Богослова. Если будут напечатаны сочине­ния Григория Паламы и Максима Исповедника, то благоволите снабдить и оными. Рекомендую Вам сего письмоподателя Николая Николаевича Голохвастова. Он служит полковником в артилле­рии, которая стоит в трех верстах от обители нашей, и во время служения своего он весьма часто посещал храм Божий, удалялся от увеселений и от самого общества с товарищами своими, вина же вовсе не употребляет. При таком жительстве начала являться в нем постепенно мысль о вступле­нии в монастырь, о чем внушилось ему посоветоваться со мною. Я дал ему совет посетить Оптину пустыню, познакомиться с отцом игуменом и с Вами. Ему очень понравился Валаамский мо­настырь, но я очень понимаю, что он пленился одною наружностию и что это очарование, если бы он там поместился, должно не только миноваться, но даже превратиться в смущение, ибо тамошнее окормление, сколько могу понимать, не может быть для него удовлетворительным Если Богу будет угодно и он останется в святой обители Вашей, то он, имея значительное состояние, не будет для нее в тягость и по материальному отношению.
Прося Ваших святых молитв, с чувством глубочайшего почтения и преданности имею честь быть Вашего Преподобия покорнейшим послушником

 

архимандрит Игнатий
8 июня 1853 года

 

Письмо 24

 

Ваше Преподобие, достопочтеннейший старец, отец Макарий!

 

Приношу Вам искреннейшую мою признательность за отеческое воспоминание Ваше о мне в день священномученика Игнатия Богоносца. Равным образом примите мое искреннейшее поздравление с наступившими праздниками и наступающим Новым годом, который желаю Вам препроводить в вожделенном здравии и благополучии. Очень благодарен Вам, дражайший старец, за присланную Вами святую книжицу Максима Исповедника; вероятно, она будет и в здешних книжных лавках по примеру прочих книг, издаваемых Оптиною пустынею, почему братия Сергиевой пустыни, которые пожелают приобрести ее для себя, могут купить ее здесь. По этой причине и не безпокою Вас просьбою о высылке мне оной в нескольких экземплярах.
Вечная память о. схимонаху Леониду! Я его искренно любил как человека особенно прямодушного.
Известный Вам Николай Николаевич Голохвастов решается окончательно поступить в святую обитель Вашу и просит меня походатайствовать пред Вами, чтоб Вы приняли его в духовное общение Ваше.
Исполняя его желание, я считаю долгом моим засвидетельствовать пред Вами, что Ник-й Н-ч нрава самого кроткого, поведения самого воздержанного. Он жил несколько лет близ нашего монастыря, командуя батареею артиллерии в чине полковника, имеет хорошее состояние. Оптина пустыня ему очень понравилась, и он весьма расположился к Вам. Утешительно видеть, что Оп­тина пустыня благоразумным своим правлением доставляет пристанище благонамеренным и благовоспитанным людям, могущим поддержать монашество; к несчастию; для таких людей мо­настыри русские почти совершенно недоступны.
Поручаясь Вашим святым молитвам и отеческой любви, с чувством искреннейшей преданности и уважения имею честь быть Вашего

 

Преподобия покорнейшим послушником

архимандрит Игнатий.
29 декабря 1853 года

 

Письмо 25

 

Ваше Преподобие достопочтеннейший и многолюбезнейший старец, отец Макарий!

 

Приношу Вам искреннейшую благодарность за милостивое воспоминание Ваше о мне, недо­стойном, и за присланную книгу великого Варсонофия в русском переводе. Все русское монашество обязано особенною благодарностию Оптиной пустыни за издание многих творений святых отцов перевода старца Паисия, столь точно передававшего отеческие мысли. И перевод на русский язык монашеских и отеческих писаний по знанию монашеской жизни гораздо удовлетворительнее совершается братьями обители Вашей, нежели перевод их людьми, чуждыми этой жизни. Отец архимандрит Моисей благороднейшим своим и терпеливым ношением немощей ближнего привлек в недро обители своей избранное иноческое общество, которому подобного нет во всей России. Покойный отец Иоанникий не писал мне о причинах перехода своего из Оптиной в Тихонову, а написал только немного о причинах своего возвращения из Тихоновой в Оптину и то для того, чтоб мог я написать о нем преосвященному Григорию. Потом писал он ко мне о благосклонном приеме, который был ему оказан о. архимандритом, Вами и другими старцами. О том, что о. игумен Антоний живет на покое в Оптиной пустыни, а что Вы передали начальство над скитом о. Пафнутию, я слышал, но не упомню от кого. Время и мне оставить многосуетную мою настоятельскую должность и сколько-нибудь подготовиться покаянием в согрешениях моих к переходу в будущую жизнь: мое здоровье так расстроилось, что не только зимою, но и летом почти не выхожу из келий, а по здешнему месту необходимо настоятелю быть с неповрежденным здоровьем для приема высоких посетителей, приезжающих во всякое время, и для бдительного надзора за братиею, чтоб немощные не подали какого повода к соблазну. Против нашего монастыря с последних чисел мая до 17 июля стоял отряд англо-французского флота, занимавший так называемый северный фарватер, который находится прямо против северного фасу Сергиевой пустыни, т.е. прямо против настоятельских келий, трапезы и Теплой церкви, составляющих северный фас монастыря; этот северный фарватер находится в 17–23 верстах от монастыря. Неприятельский флот был очень ясно виден в хорошую погоду из верхних этажей. Послушали и выстрелов, от которых звучали стекла в окончинах. Но по милости Божией 17 июля я получил верное известие, что они ушли из виду от Кронштадта, конечно, удостоверившись в невозможности атаковать его. Братия наши видали, как они разводили пары, а потом удалились.
Кажется, по благословению Божьему, осеняющему Россию, война эта, как ни трудна по превос­ходству морских сил неприятельских, но должна окончиться к вящей славе и величию России. Здесь выстроены паровые винтовые канонерские лодки в таком количестве и такого отличного ка­чества, что англичане удивились им. При необыкновенных заботах великого князя Константина Николаевича о усовершенствовании отечественного флота можно ожидать, что не в многие годы русские будут в состоянии на открытом море противостать врагам. Великий князь и великая княгиня очень набожны, бывают часто в обители, особливо она, как более свободная.
Потрудитесь передать мой усерднейший поклон о. архимандриту Моисею, о. игумену Антонию, о. Иувеналию и о. Льву; я полагал, что Николай Николаевич Голохвастов находится у Вас в обители, но как Вы не упоминаете о нем в письме Вашем, то я заключаю, что он еще не прибыл к Вам. Не оставьте Вашим милостивым приемом и руководством моего келейного, рясофорного Иоанна Татаринова, отпросившегося у меня посетить некоторые обители, вероятно, он будет в Оптиной в сентябре.
Затем, испрашивая Ваших святых молитв и паки благодаря за воспоминание милостивое о мне, с чувствами искреннейшей преданности и уважения имею честь быть Ваш покорнейший по­слушник

 

архимандрит Игнатий.
20 июля 1855 года
Приписка о. Макария: Получ.

26 июля, отвеч. 2 августа.

 

Письмо 26

 

Ваше Преподобие, достопочтеннейший и многолюбезнейший отец Макарий!

 

В дополнение к последнему письму моему имею честь известить Вас, что немедленно просил я о. архимандрита Кирилла, калужского уроженца, цензора, принять участие в дозволении напечатать «Житие прп. Симеона Нового Богослова». Он, по любви своей к Оптиной пустыни, принял на себя эти заботы и от 25 августа известил меня письмом о своем добром участии. Желаю усердно, чтоб этот малый труд увенчался успехом.
Испрашивая Ваших святых молитв, с чувством искреннейшей преданности и уважения имею честь быть Вашего Преподобия покорнейшим послушником

 

архимандрит Игнатий.
27 августа 1855 года

 

Письмо 27

 

Ваше Преподобие, достопочтеннейший и многолюбезнейший Старец, отец Макарий!

 

На почтеннейшее письмо Ваше от 6 сентября имею честь известить Вас, что дело о рукописи Вашей находится в Святейшем Синоде и ему еще не дано никакого хода. Отец Кирилл частно, чрез своих знакомых, заботится о том, чтоб делу дано было движение. Еще не известно, к кому поступит рукопись на рассмотрение: это зависит от воли Святейшего Синода – передаст ли он ее на просмотр кому-либо из своих членов или в здешнюю академию. Но во всяком случае рукопись должна быть возвращена в Московскую духовную цензуру по порядку и из этой уже цензуры передастся Вам.
Прошу извинения и великодушного прощения! Я совершенно забыл, что писал я Вам в предпоследнем письме, и даже теперь сомневаюсь, писал ли я его или в памяти моей смешал мысль о этом письме с мыслию о том письме, которое я послал Вам с моим келейным Иоанном и которое, надеюсь на милость Божию, доставит Вам в свое время. Память сделалась очень слаба. Хотя и всегда я не был богат ею, но в настоящее время чувствую особенное ослабление памяти. Благодарю Вас за наставление благим советом Варвары Николаевны Бровцыной. В наших краях в настоящее время немногие расположены, даже из настоятелей, к жизни по совету, и если некоторые из монашествующих обращаются ко мне за оным, то этим возбуждают против себя негодование начальников, которые видят в этом более наушничество Благочинному и земное искательство, нежели душевную нужду. Да и я к преподанию совета вовсе не способен, яко сам себя еще не устроивший.
Испрашивая Ваших святых молитв, с чувством искреннейшего уважения и преданности имею честь быть Вашего Преподобия покорнейшим послушником

 

недостойный архимандрит Игнатий.
12 сентября 1855 года

 

Письмо 28

 

Ваше Преподобие, достопочтеннейший и многолюбезнейший старец, отец Макарий!

Примите на себя труд передать прилагаемое при сем письмецо моему Иоанну по прибытии его в обитель Вашу. Я полагаю, что он приедет к Вам в конце сентября.
Молитесь милосердному Господу, чтоб помог нашему любезному отечеству против врагов его. Испания присоединилась к Англии и Франции для действий против России, да имеются еще и другие державы, нам недоброжелательствующие. Испрашивая Ваших святых молитв, с чувством искреннейшего уважения и преданности имею честь быть Вашего Преподобия покорнейшим послушником

 

архимандрит Игнатий.
17 сентября 1855 года


О. арх. Кирилл обещал известить меня о последствиях его ходатайства.

 

Письмо 29

 

Ваше Преподобие, всечестнейший старец, отец Макарий!

 

Дражайшее письмо Ваше от 28 октября я получил сего 9 ноября. Я весьма утешился, увидев из него, что Вы меня, многогрешного, в ваше сожительство принимаете. Надеюсь, что начатое Вами благое дело Вы и докончите, т.е. не откажетесь быть духовным моим отцом. Объятия Отча отверзти ми потщися: блудно мое житие иждих, достигшаго до единадесятаго часа и покаянию едва начало помыслившаго положити не отвергни!
Но так как душевному деланию предшествует телесное, то не откажитесь озаботиться о моем помещении, потому что я по крайней моей телесной немощи нуждаюсь в келии, прочно выстроенной, к чему, кажется, имеются у меня достаточные средства. Потрудитесь назначить для келий место удобное и сухое, побезмолвнее и от ветров закрытое, хотя от них и весь скит закрыт; хорошо, если б окна келий были не на север. Полагаю лучшим келию выстроить совершенно новую: это будет удобнее для меня и полезнее для скита. Келия на 7 саженях длины и 4 ширины может удовлетворить всем моим потребностям. Нуждаюсь в зальце, в котором можно было б походить, так как зимою я почти вовсе не выхожу из келий по болезни.
Думаю, что буду в состоянии употребить на келию до 6000 р. на ассигнации и что этого ко­личества денег достаточно для такой келии по прилагаемому планчику.
Если нужно представить план епархиальному начальству, то я скажу своему архитектору, чтоб Он сделал. Сделайте одолжение, напишите прямо Ваше мнение: новую ли келию делать или старую переправить? Во всяком случае мне необходимо, чтоб средина корпуса, где назначены зальце и сени, была теплая. По получении от Вас наставления я б приступил немедленно к делу, т.е. к заго­товке материалов, чтоб в течение лета можно было произвести самую постройку, дабы в начале лета 1857 года можно было перейти в эти келии на жительство. Да дарует милосердый Господь за Ваши святые молитвы успеть во время привести все это в исполнение и приуготовиться покаянием в вашем святом и уединенном месте к переселению в вечность.
Кажется, сам Промысл приготовлял меня к такому роду жизни, потому что по зимам прихо­дилось целые месяцы по болезни вылеживать безвыходно в келий. Посещают меня ныне весьма немногие лица и очень редко, как занятые своими делами, но чем реже эти посещения, тем они отяготительнее; надеюсь, что в Вашем святом месте вовсе от них избавлюсь, чего вполне требует моя болезненность.
Не откажитесь принять и о. Михаила Чихачева: деньги у меня с ним общие, и он может быть для обители полезен – и посбирать не откажется, к чему имеет и способность и силы.
Также примите и Иоанна, без которого я обойтись не могу. У него на руках все мое [нрзб.]. Он редкий человек и по душе, и по уму и достоин того, чтоб Вы его приняли, ибо по своему таланту он мог бы иметь значительное земное преуспеяние, но оставил и желает и впредь оставлять все ради Бога. Понимая, как в настоящее время необходимо для него держаться благой дружины иноческой, он желает сопутствовать мне, дабы и по моей смерти принадлежать к обществу спасающихся. Если Богу будет угодно, то мы не будем в тягость для уединенного скита, а может быть, и в некоторую, хотя и малейшую помощь. Иоанн не мог долее оставаться в Оптиной, ибо его пашпорта уже истек срок; но он был посреди учеников Ваших, как посреди своих и давнишних знакомых – такое они преподали ему чувство; между тем как в прочих обителях все и всё ему было чуждо.
Потрудитесь передать мой усерднейший поклон о. архимандриту Моисею. Приношу мою искреннейшую благодарность отцу Ювеналию за благосклонное принятие моего Иоанна и за доб­рое участие в перемещении моем в скит. О. Льву и Николаю Николаевичу мой поклон!
Затем буду ожидать Вашего ответа! О рукописи еще не имею извещения от о. Кирилла, который обещал о результате своих хлопот уведомить. Испрашивая Ваших святых молитв, имею честь быть Вашего Преподобия покорнейшим послушником

 

архимандрит Игнатий.
10 ноября 1855 года

 

Письмо 30

 

Ваше Преподобие, преподобнейший старец, отец Макарий!

 

Письмо Ваше от 23 ноября, к истинному моему душевному утешению, я получил и премного за него благодарен. Я поручил профессору архитектуры Горностаеву, занимающемуся работами по нашему монастырю, составить проект келий для представления по порядку чрез о. архимандрита Моисея Калужскому Преосвященному на утверждение. По доброте своего сердца г. Горностаев предлагает мне сам съездить в Оптину пустыню и распорядиться постройкою, сделав на все детальные чертежи. Для меня было бы истинным одолжением, если бы о. архимандрит благословил о. Ювеналию, яко понимающему чертеж, принять от архитектора детальные чертежи и присмотреть за постройкой, производство которой архитектор объяснит ему подробно на словах, а сверх того оставит изложенным на бумаге, почему исполнение проекта будет весьма нетрудным. Надеюсь, что иногда и о. архимандрит взглянет на постройку. Архитектор доставит мне вместе с планом и смету материалам, которые по совету о. архимандрита и полагаю заготовить нынешнею зимою. Так как Александр Дмитриевич Брюзгин предложил мне свои услуги по заготовке материалов, то я и просил его принять это дело на себя. Лес желаю употребить семивершковый сосновый на стены, чтоб было в келиях потеплее, в чем крайне нуждаюсь. Места на южной стороне скита мне очень нравятся; я к ним уже попривык и ясно помню. Таким образом, все со стороны Вашей распоряжения мне очень нравятся, и я за все премного благодарен.
Бывши недавно в Петербурге, я видел о. архимандрита Кирилла, который передал мне, что рукопись Ваша находится не у обер-секретаря, а у директора департамента, тайного советника Сербиновича. Видя, что нужно ходатайствовать посильнее, я составил записку и ездил к синодаль­ному члену преосвященному архиепископу Казанскому Григорию, который обещал в первое же заседание предложить о пропуске рукописи.
Покорнейше прошу передать мой усерднейший поклон о. Ювеналию, о. Льву и Николаю Николаевичу, от которого покорнейше прошу отобрать, что может обойтись поездка для ар­хитектора из Петербурга в Оптину и обратно и в какое время, в какой день ходит из Москвы де­лижан в Калугу. О. Михаил и Иоанн приносят Вам и сожительствующим братиям благодарность за милостивое воспоминание о них. Признаться, о. Михаилу я только намекал о намерении моем переместиться в Оптину на покой, а о переписке моей с о. архимандритом Моисеем и Вами и о последствиях ее он ничего не знает, равно как и вся здешняя братия, от которых я держу это дело в секрете, чтоб они не смутились преждевременно. Знают только Иоанн и архитектор. Прошу и Вас, чтоб не огласилось мое начинание, а особливо, чтоб не дошло в Тихонову до Евдокии Терентьевны Лесниковой, которая может написать сюда.
Затем испрашивая Ваших святых молитв с чувством искреннейшей преданности и уважения, имею честь быть Вашего Преподобия покорнейшим послушником

 

недостойный архимандрит Игнатий.
6 декабря 1855 года

 

Письмо 31

 

Ваше Преподобие! Честнейший старец, отец Макарий!

 

Примите мое усерднейшее поздравление с наступившим Новым годом, который желаю Вам с единомудренною о Христе братиею проводить в вожделенном здравии и благополучии.
Прошу Ваших святых молитв, чтоб милосердый Господь даровал и мне исторгнуться из че­люстей мира и присоединиться к Вашему богоспасаемому стаду, если есть на то Его Святая Воля. Что ж касается до меня, то самый опыт и убогое мое суждение убеждают меня постоянно в вели­чайшей пользе и даже необходимости удаления из здешнего шумного места, которое и в нрав­ственном, и в вещественном отношениях точно село при пути. Все иноческое уничтожается здесь рассеянностию, все посевы отаптываются мимоходящими. Здесь на самом деле видно событие замечаний, изложенных святым Исааком в 75 Слове. Вижу справедливость их и на себе, и на братии. Я еще не получил рисунка от г-на Горностаева, который сделался болен ветренною оспою. Надеюсь как-нибудь вырваться и сам на кратковременную побывку в Оптину для личных объяснений с отцом архимандритом Моисеем, тем более, что открывается новое обстоятельство: мой родной брат, вторый по мне, приезжал в Петербург и убедительно просил меня принять его в сожительство себе. В настоящее время он служит вице-губернатором в Ставрополе. Война свя­зывала всем руки, но ныне начались переговоры о мире, которые, как полагают, должны увенчаться успехом Впрочем, и теперь продолжаются в Кронштадте и по берегам значительные фор­тификационные работы под руководством знаменитого Тотлебена.
Приношу Вам, дражайший отец, искреннейшую признательность за книжку преподобного Фаллалия. Я прочитал ее с большим утешением и с пользою.
Поручая себя Вашим святым молитвам и испрашивая Ваше благословение, с чувством иск­реннейшего уважения и преданности имею честь быть Вашего Преподобия покорнейшим по­слушником

 

архимандрит Игнатий.
14 января 1856 года

 

P.S. Здесь в лесах Тихвинского уезда открыт старец, живший в лесу более 50 лет, в великом злострадании, претерпевший биение от бесов и, как говорит мне некоторый весьма благоговейный инок, украшенный духовными дарованиями.