Со Святыми упокой, Христе, душу раба Твоего, несть болезнь,
ни печаль, ни воздыхание, но жизнь
(Кондак, глас 8)
Бурные события нашей мног страдальной истории, казалось бы, стерли с лица земли дух православного подвижничества, прервали традиции духовного руководства, искоренили Старчество. Опустынь, пышно процветавшая в конце прошлого века как духовный оазис, была разорена и разрушена, а ее насельники или приняли мученическую кончину, или начали долгий крестных путь скитаний, «испытали поругания и побои, а также узы и темницу..., терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли» (Евр.II, 36-38).
Один из последних Оптинских Старцев игумен Иоанн, в миру – Иван Александрович Соколов родился в день Рождества Богородицы 8(21) сентября 1874 года. . В Оптину пустынь поступил, возможно, в 1890 году (в 16 лет?) и к моменту ее закрытия был в сане игумена. Дата ареста неизвестна, но в заключении, которое он отбывал в Забайкалье, он провел 18 лет; там он потерял все зубы, полностью лишился зрения, ему переломали почти все ребра.
Три года игумен Иоанн находился в заключении в специальной психиатрической больнице, где на нем испытывали разнообразные психотропные препараты. На допросах он обратил к вере во Христа нескольких своих палачей, в частности начальника московской Бутырской тюрьмы. Умер Старец Иоанн 5 июля 1958 года и был погребен в Москве на Армянском кладбище. Его могилка находится напротив абсиды Церкви – мраморный крест и под ним на фотографии лицо Батюшки Иоанна, излучающее теплый свет любви ко всем приходящим.
Четыре свидетельства о последнем периоде жизни игумена Иоанна Оптинского, написанные людьми, которые знали его в это время, создают живой образ Старца, тайного среди мира раба Божия.
«Услади, Господи, тех, иже во дни скорби моея, манною сокровенною послужиша ми» (Из Акафиста о упокоении усопших)
СВИДЕТЕЛЬСТВО ПЕРВОЕ
Господи, благослови меня, грещную.
Игумен Иоанн – Соколов Иван Александрович 1874 года рождения 8 сентября старого стиля. Родительница его Анна, а бабушка – Акилина, о которой он говорил: «Она, о! какой была великой святой жизни... я рос у нее, ходил в лапотках, а то босиком». Я забыла, будто было это в Калужской губернии.
Знакомство первоначальное мое с отцом Иоанном началось с Филей. Гуляева Параскева Ивановна служила в храме Преображения Господня, что в селе Богородское, алтарницей-послушницей, а я была певчей в селе Измайлово – храм во имя Рождества Христова –заменяла псаломщика Василия Степановича Штукарина. Ей понравилось мое пение и чтение, особенно канона. Мы познакомились и стали по духу подругами.
Однажды Параскева предложила мне поехать с ней к Старцу отцу Иоанну Оптинскому. Я ответила, что спрошу благословения у своего духовного отца, потому что о. Порфирий познакомил меня один раз со «Старцем», говорил, что прозорливый, а он оказался чернокнижник и называл себя «я – Архангел Михаил». Тетя Катя Карпова и Анастасия – алтарница не давали прикладываться к иконе Архангела Михаила, и народ подходил к этому «Старцу», сидящему у иконы, целуя его сжатую в кулак руку. Некоторые люди
не хотели подходить к нему и пожаловались О.Николаю, который служил. По окончании всенощной О.Николай в ризе с Крестом подошел к «Старцу» и спросил: «Скажи, раб Божий, во чье тля ты крестился?». Так он трижды вопрошал его, ограждая Крестом. И тот ответил: «Ты хочешь меня победить, завтра же тебя не будет на свете». Отец Николай, крестя его, отошел в Алтарь. На утро я прихожу к службе, должен был служить О. Николай, а сторож говорит, что приходили с квартиры хозяева и сообщили – О. Николай скончался в 3 часа утра. Какой ужас! Народ в смятении – некоторые просят убрать этого «Старца» из храма, некоторые заступаются за него.
Простите, что отвлеклась от главной мысли, но это служило большим опасением идти к Паниному Старцу.
Я обратилась к духовному отцу, ехать ли в Фили. Он начал мне пояснять, что если будет говорить так и так, то истинный Старец, и просил тогда спросить благословение, чтобы и его принял в какой-нибудь день.
Мы поехали с Параскевой в трамвае, она показала мне еще из окна: «Вот видишь, на огороде беленькая избушка, там живет отец Иоанн». Избушка стояла в конце двора дома священника, великолепного красного кирпича, находящегося около храма. Хозяин дома – настоятель храма – отсутствовал, его взяли в ссылку, дома была его матушка Анисия и три дочки-девы. Матушка приняла нас с радостию, показала горницу с золотым иконостасом (икон много, и все, как живые), кухню с возженными лампадами и через сени провела в открытый двор, в конце которого справа – комнатка.
Я только хотела порожек переступить, а старчик Иоанн открывает дверь и говорит: «Олюшка приехала, да сомневается, не бойся, проходи, радость моя, а отец-то (назвал имя моего духовного отца), отец-то!..». И высказал его слова и мои мысли.
Я сначала подумала, что Паня, спрашивая о моем приезде, произнесла мое имя, но, вдруг услышав все, что говорил мой духовный отец, воспрянула духом.
Лицо Старца Иоанна сияло какой-то необыкновенной улыбкой, и всем он говорил «детки мои». Одет был в рубашку, белую, сурового полотна, опоясан вышитым поясом и кистями.
Он угощал нас чаем. «Ну, отцу... скажи, пусть приезжает, благословляю». И моей мамочке разрешил приехать.
Я приехала домой с великою радостию и воодушевлением. Это было, наверное, в 1946 или 1947 году. Потом Старец переехал в Удельную. Мы ездили к нему с мамой и получали утешение.
Однажды я приехала, а он открывает калитку палисадника: «Матушка приехала, матушка приехала, ну, пойдем чай пить». Накануне вел разговор псаломщик, сын О.Вячеслава, бывший Миша, а потом О.Михаил, что он знает меня с детства, а Таню не будет в жены брать, потому что у нее есть друг школьный. Я сказала, зачем ты это говоришь, я сердечница, и характер у твоей мамы безпокойный.
Я поехала к отцу Иоанну, а он встречает «матушка приехала», но после чая сказал: «Я не благославляю и его (Миши) приезд ко мне». Вернувшись домой с радостию, я пояснила Мише, а он говорит: «Ну, съезди еще, попроси, чтобы принял меня». По его просьбе я снова поехала в Удельную. Старец говорит: «Ради тебя привози, укажи, поясни, как пройти и поезжай домой».
Миша, посетив Старца, сказал: «Великий прозорливец, а то я думал, ты наговорила».
В 1953 году у нас случилось несчастье с коровой. В обед мама подоила корову и только вошла с молоком, к ней в дверь стучит Александра, у которой тоже есть корова, и обращается к маме: «Анна, дай чашечку молока, Моте не хватило для ребенка». Мама, ничего не подозревая, налила ей в чайную чашечку теплого парного молока. Вечером корова посовела, вымя распухло, горячее, молока нет ни капли. До этого она давала помногу молока, густого, как сливки. Дверь не закрывалась – за молоком приходили люди.
Утром в храм пошли служить молебен мученику Власию с водоосвящением, пришли – окропили, а коровушка не встает. Мама привела ветеринара, он посмотрел и говорит, что плохи дела, придется прирезать. Тогда мама поехала в Богородское к игумену Иоанну, Старец упрекнул ее, зачем дала Александре парного молока, и сказал, чтобы просила О.Алексия Добросердого, настоятеля храма во имя Преображения Господня в селе Богородское. Отец Алексий знал наше семейство с 30 года и сразу приехал. Всех нас благословил, и в рясе с крестом на груди, а в руке большой Крест серебряный и кропило пошел к сараю, где находилась корова. А мне дал нести чашу со святой водой. Подойдя к двери, О.Алексий произнес: «О, сколько легионов». Мама открыла дверь, а батюшка повторяет: «О, сколько легионов посеяла она. Анна, если коровушка встрепенется и встанет на ноги, то будет молоко, но только, Алексей (это пале), не подпускай к коровушке Александру. Давайте помолимся». Потом О.Алексий стал кропить: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь». Так он произнес дважды, а на третий раз говорит: «Буренушка, тебе говорю, встань. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь». Она вдруг как встрепенется и встала. О.Алексий велел маме влить святой воды в рот корове, еще раз покропил внутри сарая. Повторил: «Алексей, помни, не подпускай к корове Александру, а я когда уеду, ты, Анна, обойди вокруг дома, читал «Живый в помощи... и посыпь святым песком вокруг палисадника. После чая О.Алексий благословил нас, и мы проводили его. Мама же исполнила сказанное. Вдруг появилась Александра и кричит: «Я колдунья?». А сама с лопаткой маленькой собирает в ведро святой песок вместе с землей: «Я покажу вам, я сожгу вас...». А мы молились. На другой день вывел папа корову, и вдруг бежит Лева: «Мама, иди скорей, дедушка на меже разговаривает с тетей Шурой, а она из-под носа коровы серпом траву режет». Мама быстро пошла и взяла корову, говоря: «Что же ты, гуля, нарушаешь слова?».
После О.Алексия корова давала молоко, но сначала было очень жидкое, а потом хорошее. После поступка папиного снова к вечеру молоко исчезло, коровка слегла. Утром мама просила папу, чтобы только не вытаскивал ее на улицу, а сама пошла к врачу. Но когда мама вернулась с врачом, так и ахнула, папа и здесь нарушил, втащил корову из сарая. Буренушка, увидев маму, повернула мордочку свою, замычала, и слезы крупные из глаз. Врач велел прирезать ее. Сколько было слез...
В 1954 году в марте папа болел, и вдруг как-то ночью около трех часов он кричит: «Мы горим, дымом пахнет». Мы проснулись, думали, бредит, и опять легли. Но папа снова кричит то же самое. Мама встала, пошла в сени, только открыла дверь на крыльцо и сразу захлопнула, там дым и пламя, уже горела крыша.
7 Мама скорее, не растерявшись, выбила ставни (накануне сосед ударил в окно, и мама стала закрывать ставнями), как ей Господь помог выбить! И Лева с валенками в руках, босой, побежал к мальчику, который с ним учился, чтобы его отец вызвал пожарную машину, у них был телефон. Тем временем из окна тащили вещи на огород. Мама говорит – сначала иконы, а Коля просит ключ от гардероба. Удивительно, как Господь защищал, свет горел до последнего момента, находились люди и помогали переносить новые вещи, купленные к Пасхе, с огорода... Нас хотели выселять, но отложили, и сосед поджег, чтобы уже обязательно выселили. Он даже опалил грудь, врач сказал, что когда носил вещи, а у них все заранее было связано, и потолок не провалился. Потом говорили, что кто-то облил папину стену и поджег.
© 2005-2018 Оптина пустынь - живая летопись