на главнуюгде находится?как доехать?просьба помолитьсяпожертвования

Страницы жизни иеросхимонаха Иоанна (Малиновского)


СМИРЕННЫЙ ОБЛИЧИТЕЛЬ РАСКОЛЬНИКОВ



 

Вознесет кроткия во спасение. Пс. 149, ст. 4.
Ихже взирающе на скончание жительства,
подражайте вере их. Евр. Гл. 13, ст. 7.

 

Страницы жизни иеросхимонаха Иоанна (Малиновского)Память благочестивых и добродетельных мужей вечно живет и в благохвалении жизни их, и в сожалении о кончине; особенно если и по смерти своей они живут в памяти народной полезными сочинениями, разливающими свет истины. Таковой памяти достоин смиренный Старец Козельской Введенской Оптиной пустыни, живший более пятнадцати лет в скиту той же Пустыни – иеросхимонах Иоанн, окончивший свое поприще земной жизни в маститой старости 4 сентября сего 1849 года, в воскресение, пополудни в 4 часа, на 87 году от рождения, удостоясь пред кончиною за семь часов приобщиться Святейшего Тела и Крови Христа Искупителя нашего – в напутствие вечной жизни, в совершенной памяти беседуя обычно до последней минуты исхода своего от тела. Общее сожаление чувствуют о нем все о Христе братия Обители и светские особы, знавшие и уважавшие смиренного Старца, который был живым примером кроткого и мирного нрава, незлобия и умеренности в духовных и телесных подвигах.


Не славного происхождения был кроткий старец иеросхимонах Иоанн; но добродетельная и долговременная жизнь его в иноческих подвигах привлекла к уважению и благосклонному вниманию многих даже знатных и по сану великих людей. Ныне, хотя уста его умолкли и рука неподвижна – связана узами смерти; но оставшиеся полезные сочинения трудов его надолго будут обличать заблуждение раскольников и, может быть, при содействии Благодати Божией, принесут в свое время плоды обращением многих к Православной матери нашей Святой Церкви. Не для прославления себя или какого прибытка, но единственно искренной жалости о пребывающих доселе в заблуждении собратиях своих, и по благочестивой ревности, сердобольный Старец, по обращении своем из раскола, неленостно трудился, выписывая из многих Св. Догматических и Отеческих книг доказательства к обличению раскольников и убеждению их в истину, с собственными замечаниями и разсуждениями. Хотя он и не получил в юности своей образования в науках, чтобы излагать мысли свои по правилам, и даже не умел иначе писать, как только церковными буквами (по общему выражению – полууставом), но чрез прилежное и внимательное со смирением и молитвою чтение душеполезных книг приобрел свыше просвещение духовного разума познавать силу истины, которую он в своих писаниях излагал простым и прямым от сердца слогом, служащим более к уразумению и убеждению простонародия. Труды сии не тщетны были: Господь благословил их, – и утружденный Старец, приближаясь к вечности, имел утешение видеть изданными в печати из числа сочинений своих пять книг: 1) Доказательства о древности трехперстного сложения и святительского именословного благословения; 2)Дополнения к доказательствам о древности трехперстного сложения. Обе Московской печати, 1839 год; 3)Дух мудрования некоторых раскольнических толков. Москва, 1841 год; 4)Обличение заблуждений раскольников-перекрещиванцев с показанием истинного крещения. СПб, 1847 год; 5)Доказательства непоколебимости и важности Святой Соборной и Апостольской Кафолической Церкви Восточной. Московская печать, 1849 год. Эту пятую книгу из печати получал на одре в предсмертной  своей болезни, смиренный иеросхимонах Иоанн из глубины сердца возблагодарил Господа Бога, удостоившего видеть ему семена трудов своих посеянными на ниве Господней, и произнес сии достопамятные Евангельские слова: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, – с миром, яко видеша очи мои приятым скудное мое приношение Святой, Соборной и Апостольской Церкви».
Кроме отпечатанных оных книг осталось и еще несколько записок его о подобных предметах, но они не приведены в порядок.


Из сочинений кроткого сего Старца утешительно видеть в простом, с прямою откровенностью слоге истинную преданность его к Православной Святой Церкви, Престолу и Отечеству, а также и искреннее раскаяние о долговременном пребывании своем в заблуждении у раскольников, для душевной пользы коих и убеждения не утаил даже и своих, прежде в заблуждении бывших, против Св. Церкви мудрований, но смиренно и с горячею любовью старался высказать оныя в одном из сочинений своих. Из этого подробного описания видно, что он родился в 1763 году, мая 2, от православных родителей: Иоанна и Анны, по прозванию Малиновских, живших в экономической слободе Подновье, в пяти верстах от Нижнего Новгорода; крещен и св. Миром помазан от Православного Священника; но, по судьбам Божиим, оставшись по смерти родителей своих пяти лет – круглым сиротою, воспитывался и грамоте Русской обучался у раскольников. Тогда-то они вливали в юное сердце пагубное свое учение; а на 17-м году, по склонности своей к пустынническому житию и по совету воспитателей,  удалился в раскольнические скиты, в Керженских лесах находящиеся. Оттуда перешел в Римовские леса – в раскольнический скит, называемый Высоковским, в коем пострижен в монашество на 22 году от роду, с наречением имени Исаакия. Потом продолжал он долгое время искать по разным раскольническим скитам лучшей Веры и Церкви; но нигде и на одну минуту не находил в них душе своей спокойствия; по собственному его выражению, всегда чувствовал какой-то недостаток в рассуждении своей веры, – сердечное томление и скуку; а между раскольниками, в скитах, встречал лишь одни безполезные споры и раздоры о различных их сектах и толках, нередко доходившие до изступления и драки.


И так пришел в крайнее недоумение и томительное размышление о религии; все еще оставалось в душе его немалое сомнение о святости и непорочности Православной Св. Церкви, вследствие внушаемых раскольниками неправых мудрований. Находясь между ними, следовал жизни их, как пленник слепой, и с душевным прискорбием молился так: «О, Господи Иисусе! Есть ли уже ныне где Вера и Православная Церковь, каковой я между раскольниками нигде не могу найти, потому что они сами себя порочат и называют еретиками?» В таком горьком недоумении, приняв уже монашеский образ, Исаакий устремился путешествовать, с 1790 года, по Православным в России общежительным монастырям и пустыням; ходил и в достоуважаемую Саровскую обитель; в сих обителях выслушивал от благоразумных и опытных людей достоверные доказательства из Св. Писания о святости и непорочности Православной Церкви и, по Промыслу Божию, убежден был тогда совестью своею сознаться в своем заблуждении. Вскоре потом чрез прилежное чтение Св. Писания и смиренную молитву, Благодать Божия, умудряющая младенцы и не хотящая смерти грешника, открыла ему умные очи в совершенное познание непорочности Православия; а к немедленному удалению из раскольнического Высоковского скита споспешествовало то, что Господь строением Своим попустил претерпеть незлобивому о. Исаакию тяжкие и безчеловечные побои от братий оного скита, за обнаружение в собрании их убеждения своего в православии. Через три дня после тех побоев, оправившись несколько в силах, удалился он навсегда из того скита и раскола, и до самой кончины своей от тех побоев чувствовал болезни в голове и груди и ребрах.

Страница 1 из 2 | Следующая страница

 

 

 

© 2005-2015   Оптина пустынь - живая летопись