СМИРЕННЫЙ ОБЛИЧИТЕЛЬ РАСКОЛЬНИКОВ
Вознесет кроткия во спасение. Пс. 149, ст. 4.
Ихже взирающе на скончание жительства,
подражайте вере их. Евр. Гл. 13, ст. 7.
Память благочестивых и добродетельных мужей вечно живет и в благохвалении жизни их, и в сожалении о кончине; особенно если и по смерти своей они живут в памяти народной полезными сочинениями, разливающими свет истины. Таковой памяти достоин смиренный Старец Козельской Введенской Оптиной пустыни, живший более пятнадцати лет в скиту той же Пустыни – иеросхимонах Иоанн, окончивший свое поприще земной жизни в маститой старости 4 сентября сего 1849 года, в воскресение, пополудни в 4 часа, на 87 году от рождения, удостоясь пред кончиною за семь часов приобщиться Святейшего Тела и Крови Христа Искупителя нашего – в напутствие вечной жизни, в совершенной памяти беседуя обычно до последней минуты исхода своего от тела. Общее сожаление чувствуют о нем все о Христе братия Обители и светские особы, знавшие и уважавшие смиренного Старца, который был живым примером кроткого и мирного нрава, незлобия и умеренности в духовных и телесных подвигах.
Не славного происхождения был кроткий старец иеросхимонах Иоанн; но добродетельная и долговременная жизнь его в иноческих подвигах привлекла к уважению и благосклонному вниманию многих даже знатных и по сану великих людей. Ныне, хотя уста его умолкли и рука неподвижна – связана узами смерти; но оставшиеся полезные сочинения трудов его надолго будут обличать заблуждение раскольников и, может быть, при содействии Благодати Божией, принесут в свое время плоды обращением многих к Православной матери нашей Святой Церкви. Не для прославления себя или какого прибытка, но единственно искренной жалости о пребывающих доселе в заблуждении собратиях своих, и по благочестивой ревности, сердобольный Старец, по обращении своем из раскола, неленостно трудился, выписывая из многих Св. Догматических и Отеческих книг доказательства к обличению раскольников и убеждению их в истину, с собственными замечаниями и разсуждениями. Хотя он и не получил в юности своей образования в науках, чтобы излагать мысли свои по правилам, и даже не умел иначе писать, как только церковными буквами (по общему выражению – полууставом), но чрез прилежное и внимательное со смирением и молитвою чтение душеполезных книг приобрел свыше просвещение духовного разума познавать силу истины, которую он в своих писаниях излагал простым и прямым от сердца слогом, служащим более к уразумению и убеждению простонародия. Труды сии не тщетны были: Господь благословил их, – и утружденный Старец, приближаясь к вечности, имел утешение видеть изданными в печати из числа сочинений своих пять книг: 1) Доказательства о древности трехперстного сложения и святительского именословного благословения; 2)Дополнения к доказательствам о древности трехперстного сложения. Обе Московской печати, 1839 год; 3)Дух мудрования некоторых раскольнических толков. Москва, 1841 год; 4)Обличение заблуждений раскольников-перекрещиванцев с показанием истинного крещения. СПб, 1847 год; 5)Доказательства непоколебимости и важности Святой Соборной и Апостольской Кафолической Церкви Восточной. Московская печать, 1849 год. Эту пятую книгу из печати получал на одре в предсмертной своей болезни, смиренный иеросхимонах Иоанн из глубины сердца возблагодарил Господа Бога, удостоившего видеть ему семена трудов своих посеянными на ниве Господней, и произнес сии достопамятные Евангельские слова: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, – с миром, яко видеша очи мои приятым скудное мое приношение Святой, Соборной и Апостольской Церкви».
Кроме отпечатанных оных книг осталось и еще несколько записок его о подобных предметах, но они не приведены в порядок.
Из сочинений кроткого сего Старца утешительно видеть в простом, с прямою откровенностью слоге истинную преданность его к Православной Святой Церкви, Престолу и Отечеству, а также и искреннее раскаяние о долговременном пребывании своем в заблуждении у раскольников, для душевной пользы коих и убеждения не утаил даже и своих, прежде в заблуждении бывших, против Св. Церкви мудрований, но смиренно и с горячею любовью старался высказать оныя в одном из сочинений своих. Из этого подробного описания видно, что он родился в 1763 году, мая 2, от православных родителей: Иоанна и Анны, по прозванию Малиновских, живших в экономической слободе Подновье, в пяти верстах от Нижнего Новгорода; крещен и св. Миром помазан от Православного Священника; но, по судьбам Божиим, оставшись по смерти родителей своих пяти лет – круглым сиротою, воспитывался и грамоте Русской обучался у раскольников. Тогда-то они вливали в юное сердце пагубное свое учение; а на 17-м году, по склонности своей к пустынническому житию и по совету воспитателей, удалился в раскольнические скиты, в Керженских лесах находящиеся. Оттуда перешел в Римовские леса – в раскольнический скит, называемый Высоковским, в коем пострижен в монашество на 22 году от роду, с наречением имени Исаакия. Потом продолжал он долгое время искать по разным раскольническим скитам лучшей Веры и Церкви; но нигде и на одну минуту не находил в них душе своей спокойствия; по собственному его выражению, всегда чувствовал какой-то недостаток в рассуждении своей веры, – сердечное томление и скуку; а между раскольниками, в скитах, встречал лишь одни безполезные споры и раздоры о различных их сектах и толках, нередко доходившие до изступления и драки.
И так пришел в крайнее недоумение и томительное размышление о религии; все еще оставалось в душе его немалое сомнение о святости и непорочности Православной Св. Церкви, вследствие внушаемых раскольниками неправых мудрований. Находясь между ними, следовал жизни их, как пленник слепой, и с душевным прискорбием молился так: «О, Господи Иисусе! Есть ли уже ныне где Вера и Православная Церковь, каковой я между раскольниками нигде не могу найти, потому что они сами себя порочат и называют еретиками?» В таком горьком недоумении, приняв уже монашеский образ, Исаакий устремился путешествовать, с 1790 года, по Православным в России общежительным монастырям и пустыням; ходил и в достоуважаемую Саровскую обитель; в сих обителях выслушивал от благоразумных и опытных людей достоверные доказательства из Св. Писания о святости и непорочности Православной Церкви и, по Промыслу Божию, убежден был тогда совестью своею сознаться в своем заблуждении. Вскоре потом чрез прилежное чтение Св. Писания и смиренную молитву, Благодать Божия, умудряющая младенцы и не хотящая смерти грешника, открыла ему умные очи в совершенное познание непорочности Православия; а к немедленному удалению из раскольнического Высоковского скита споспешествовало то, что Господь строением Своим попустил претерпеть незлобивому о. Исаакию тяжкие и безчеловечные побои от братий оного скита, за обнаружение в собрании их убеждения своего в православии. Через три дня после тех побоев, оправившись несколько в силах, удалился он навсегда из того скита и раскола, и до самой кончины своей от тех побоев чувствовал болезни в голове и груди и ребрах.
© 2005-2018 Оптина пустынь - живая летопись